top of page
AdobeStock_648689485.jpeg

ПРОВАЛ КОНЦЕПЦИЙ

Усиление ХАМАСа

В течение последних 14 лет стратегией правых правительств было укрепление ХАМАС – фундаменталистской террористической организации – за счет Палестинской администрации и умеренных сил. 7.10 мы заплатили за это немыслимую цену.

Нетаниягу был избран в 2009 благодаря твердому обещанию уничтожить власть ХАМАС в Газе. «Мы сбросим террористическую власть ХАМАС», - объявлял он во время предвыборной кампании. На практике правые правительства во главе с Нетаниягу действовали совершенно противоположным образом: одной рукой они укрепляли ХАМАС, а другой ослабляли Палестинскую администрацию – и все это для того, чтобы снизить шансы на создание Палестинского государства и эвакуацию поселений.

В течение почти всего времени во власти Нетаниягу отказывался вести переговоры с Палестинской администрацией. С 2010 он не провел ни одной рабочей встречи с председателем администрации Абу Мазеном. При этом он воздерживался от шагов, которые могли бы укрепить статус автономии, и даже способствовал ее ослаблению. Несмотря не ценное сотрудничество между израильской и палестинской системами безопасности, благодаря которому в течение последних десяти лет удалось предотвратить множество терактов, правительства Нетаниягу раз за разом представляли ПА радикальной силой, действующей против Израиля на дипломатическом поле – «дипломатический террор».

Еще в 2013 уходящий в отставку директор ШАБАК Юваль Дискин предупреждал: «Мы каждый день все больше и больше ослабляем Абу Мазена и считаем это успехом… Мы почти не разговариваем с Абу Мазеном и постоянно его унижаем. Если мы посмотрим, что происходило годами, то одним из главных людей, способствовавших укреплению ХАМАС, был Биби Нетаниягу».

И действительно, все 14 лет Нетаниягу относился к ХАМАС как к ответственной власти, с которой можно вести переговоры и достигать соглашений. После каждого цикла военных действий с Газой Нетаниягу достигал взаимопонимания с властью ХАМАС, и это повышало ее акции в палестинском обществе и понижало статус умеренных сил. Раз за разом премьер-министр предпочитал награждать – послаблениями, разрешениями на работу, деньгами и оборудованием – фундаменталистскую террористическую организацию. И одновременно он полностью игнорировал ненасильственные политические силы, в первую очередь – ПА. Согласно публикациями за многие годы, Нетаниягу даже предоставлял руководителям ХАМАС личную неприкосновенность. Например, в 2022 выяснилось, что с 2018 по 2020 возникало несколько возможностей ликвидировать Яхия Синуара и других членов верхушки ХАМАС и что «за это выступали силы безопасности», но «политический эшелон не дал разрешения».

Подобная картина вырисовывается и из слов генерал-майора резерва Гади Шамни: «В 2009, когда Нетаниягу пришел к власти, я был командиром Центрального округа, - вспоминает Шамни, - в то время у нас был курс на уничтожение ХАМАС. Нетаниягу все остановил. Похожую оценку дает генерал-майор резерва Гершон Акоэн, придерживающийся правых взглядов: «Стратегией Нетаниягу было предотвращение двухгосударственного решения, и поэтому он сделал ХАМАС своим самым тесным партнером. Открыто ХАМАС – враг, а за кулисами – союзник».

Сам Нетаниягу признавался в 2019 в том, что его стратегия – это усиление ХАМАС, а не его ликвидация. «Каждый, кто хочет избежать создания Палестинского государства, должен поддержать усиление ХАМАС, - говорил он, - Это часть нашей стратегии – отделить палестинцев Газы от палестинцев Иудеи и Самарии». В том же году пресс-секретарь Ликуда Йонатан Урих подтвердил, что это в самом деле политика правительства и что он горд тем, что «Нетаниягу удалось отрезать Газу от ЙОШ, и по сути исключить создание Палестинского государства в этих районах. Частично достижению этой цели помогли катарские деньги, ежемесячно поступающие к ХАМАС». Через два года Арэль Сегаль, один из приближенных к Нетаниягу людей, подтвердил, что это в самом деле политика премьер-министра, написав: «Да, Нетаниягу предпочитает власть ХАМАС. И это работает». Еще через два года Галит Дистель-Атбарьян, тоже близкая к Нетаниягу, призналась: «Надо сказать прямо – Нетаниягу нужен устойчивый ХАМАС».

Но пестование ХАМАС не было исключительной прерогативой Нетаниягу. Его право-поселенческие партнеры тоже предпочитали укреплять смертоносную террористическую организацию и ослаблять ПА – и все ради мессианского мировоззрения Большого Израиля, Земли, обещанной еврейскому народу, которую нельзя уступать. Иными словами, всё ради поселений. Это позицию озвучил председатель партии Религиозного Сионизма Бецалель Смотрич, заявив в 2015, что «Абу Мазен – это бремя, а ХАМАС – актив».

Сделка Шалита, по которой Нетаниягу освободил 1 027 заключенных, из них 280 отбывающих пожизненное заключение за террористические акции и убийства, стала решающим событием в усилении ХАМАС. Палестинское общество придает большое значение теме заключенных, в Палестинской администрации есть министр по делам заключенных и условиям их содержания. И вот по сделке Шалита Нетаниягу сделал ХАМАС тем, кто оказал палестинцам важную услугу. Среди освобожденных были Яхия Синуар, лидер ХАМАС в Секторе Газа и архитектор нападения 7.10, и Али Кади, командующий силами Нохба, осуществивший нападение.

После сделки правые правительства создали денежный механизм вознаграждения за раунды насилия. Суммы, с разрешения Израиля переданные Катаром в Сектор Газа до 2019, оцениваются в свыше миллиарда долларов, часть из них – наличными, в печально известных чемоданах. Эти деньги позволили ХАМАСу не только инвестировать в военные средства, но и укрепить его поддержку среди жителей Газы. При этом Израиль экономически ослаблял ПА и привел ее на грань краха. Выбрав усиление ХАМАС за счет ПА и за счет политического урегулирования, Нетаниягу создал формулу «Израиль понимает только силу»: вооруженное сопротивление вознаграждается, а переговоры ни к чему не ведут.

7.10 ХАМАС применил силу, которую он приобрел при покровительстве правых правительств. Теперь те, кто своими руками выстроили силу ХАМАС, снова призывают его свалить. Для многих израильтян уже слишком поздно.

 

Совместный проект  с организацией Молад - מולד - המרכז להתחדשות הדמוקרטיה.

и с Форумом Берла Кацнельсона - קרן ברל כצנלסון.

Перевод с иврита: Анна Кац.

Cement Floor

Может вас заинтересовать

bottom of page