ПРОВАЛ КОНЦЕПЦИЙ
Мир без палестинцев
Нетаниягу утверждал, что нашел отличный способ борьбы с палестинским террором: подписывать договоры с арабскими странами и полностью игнорировать палестинский вопрос. В Черный шабат рухнула и эта иллюзия.
Правые правительства Нетаниягу годами упорно отказывались продвигать политический процесс с палестинцами. В начале своего срока Нетаньяху оправдывал политическую стагнацию различными отговорками – например, непризнание Государства Израиль еврейским государством или утверждение, что эвакуация поселений (без которой невозможно создание Палестинского государства) – это «этническая чистка».
Но правые во главе с Нетаниягу не смогли противопоставить двухгосударственному решению (пользующемуся полной поддержкой международного сообщества) никакой альтернативы или способа обойти палестинские требования эвакуации поселений. Наконец Нетаниягу нашел волшебное средство: зачем усложнять себе жизнь мирным процессом с палестинцами, для которого потребуется эвакуация поселений, если можно делать мир без них? Прямым последствием этого нового подхода стали авраамические соглашения с ОАЭ и Бахрейном, подписанные в 2020.
Накануне подписания соглашений Нетаниягу хвастался: «Мы принесли исторические соглашения, разрушающие представления о том, что для соглашений с арабскими странами необходимо сносить поселения. Мы сломали эту ужасную и опасную доктрину». Свою новую доктрину Нетаниягу назвал «мир в обмен на мир». Он говорил, что если раньше арабские страны обусловливали подписание мирных соглашений выходом Израиля с территорий или продвижением процесса с палестинцами, то теперь можно прийти к соглашениям, будто бы палестинцев вообще не существует.
Премьер-министр продал общественности иллюзию, будто бы нет никакой срочности разрешить палестино-израильский конфликт – статус-кво можно сохранять до бесконечности, а национальная безопасность Израиля зависит не от Западного Берега и Сектора Газа, а от Стран Залива. В интервью, которое он дал в этом году, Нетаниягу назвал палестинцев всего лишь «пунктом, который нужно отметить галочкой», то есть, ритуальной риторикой, необходимой для нормализации с Саудовской Аравией.
Сближение в последние годы со странами региона при игнорировании палестинцев дали лишь временное затишье на Западном Берегу и в Газе. Новые друзья Нетаниягу, правители стран Залива, полагали, что Израиль сможет предотвратить насилие на палестинской арене, и тем самым у них не возникнет проблем с общественным мнением в их странах. И в самом деле, пока сохранялось относительное спокойствие, и Израилю, и монархиям Персидского Залива удавалось действовать так, будто бы нет связи между палестинским вопросом и их новыми взаимоотношениями.
Эта иллюзия начала рассыпаться после приведения к присяге правительства Нетаниягу-Смотрича-Бен-Гвира. Из-за создания радикально правого правительства, лидеры которого объявляли о намерениях аннексировать территории и изменить статус-кво на Храмовой горе, страны Залива начали пересматривать свой союз с Израилем. Одновременно опросы общественного мнения в арабских странах показывают, что их население категорически против нормализации, поскольку считает, что режимы, подписавшие соглашения с Израилем, «продали палестинцев».
Подход «мир в обмен на мир» окончательно рухнул 7.10. Сначала рухнула иллюзия того, что Израиль может контролировать накал конфликта с палестинцами. За ней – иллюзия о том, что эскалация конфликта не отразится на интересах стран региона, в том числе тех, которые поддерживают с Израилем многолетние отношения, как Египет и Иордания. Можно добавить и то, как нормализация повлияла на сам конфликт: согласно ряду источников, сближение Израиля с Саудовской Аравией подтолкнуло ХАМАС при поощрении из Ирана быть готовым сорвать процесс.
Для арабских стран 7.10 стало событием, которое превратило ситуацию с палестинцами из малозначительного вопроса в тему, напрямую затрагивающую их собственные базовые интересы. Они внезапно обнаружили, что ухудшение ситуации на палестинской арене может пошатнуть их режимы, привести к региональной войне с участием Ирана и кардинально изменить степень американского вмешательства в регионе. Страны, пока не подписавшие соглашения с Израилем, в первую очередь Саудовская Аравия, хорошо понимают, что ситуация на палестинской арене скажется на их возможности продвигать процесс нормализации с Израилем.
Пока еще рано оценивать вред, который война нанесет нормализации между Израилем и арабским миром, но ясно одно: подход «мир в обмен на мир» ушел в прошлое. Теперь ни одна страна региона не сможет вести себя так, будто палестинцев не существует. Даже если ЛАГ не представит новую всеобъемлющую мирную инициативу, подобную мирной инициативе ЛАГ 2002 года, ее участники будут по крайней мере прилагать непрерывные усилия к предотвращению эскалации.
За две недели до бойни Нетаниягу стоял на трибуне в Генассамблее ООН и надменно провозглашал, что «историческое соглашение с Саудовской Аравией положит конец арабо-израильскому конфликту. Мы стоим перед выбором, который определит, наступит ли исторический мир, несущий процветание и надежду, или же мы будем страдать от ужасной войны, террора и отчаяния... Если палестинцы увидят, что большинство арабского мира примирится с Израилем, — уверенно заявил премьер-министр, — они тоже перестанут фантазировать об уничтожении Израиля».
События 7.10 разоблачили подход «мир в обмен на мир» или мир в обход палестинцев как опасный обман. Нетаниягу не пытался понизить значение палестинской проблемы, чтобы заключить мир со странами региона - он пытался заключить мир со странами региона, чтобы устранить палестинскую проблему. Его главной целью было и оставалось предотвращение политического соглашения. Последствия этой попытки мы хорошо увидели в Черный шабат.
Совместный проект с организацией Молад - מולד - המרכז להתחדשות הדמוקרטיה.
и с Форумом Берла Кацнельсона - קרן ברל כצנלסון.
Перевод с иврита: Анна Кац.