ПРОВАЛ КОНЦЕПЦИЙ
Израиль не нуждается в поддержке США
Внешняя политика правительств Нетаниягу заключалась в длительном пренебрежении союзниками Израиля на Западе и сближении с лидерами анти-либерального лагеря. В критический момент выяснилось, кто Израилю настоящий друг, а кто враг.
Во время предвыборной кампании в 2019 на доме Жаботинского в Тель-Авиве повесили портреты Нетаниягу, пожимающего руки Дональду Трампу и Владимиру Путину. Плакаты сопровождались надписью «Нетаниягу. Другая лига». Это был ясный знак: Нетаниягу, произносящий в ООН манипулятивные речи на прекрасном английском, «мистер Дипломатия», состряпал для Израиля новый международный союз с анти-либеральными лидерами и поведет страну к новой эре в международных отношениях. Но бойня на юге и начавшаяся из-за нее война обнажили горькую правду: дипломатическая стратегия правых правительств – это громкий провал. Новые друзья израильских правых оказались «надломленной тростью» - часть из них открыто встала на сторону ХАМАС, а другие ограничиваются мягкими осуждениями. Особенной враждебностью по отношению к Израилю в его трудные дни отличились звезды ликудовского кампейна: спустя несколько дней после бойни в Отеф Аза Трамп выступил перед своими сторонниками с похвалами Хизбалле и насмешками над израильской системой безопасности, а Путин упорно отказывается осудить убийства и похищения и использует право вето в Совете Безопасности для того, чтобы не дать осудить ХАМАС, а через три недели после Черного шабата принимает в Москве делегацию убийц-террористов. В самом деле – другая лига.
В отличие от них, традиционные сторонники Израиля на Западе – те, кого Нетаниягу со своими союзниками в последние годы поливал презрением – первыми встали на сторону Израиля, словом и делом. Пока Россия защищает ХАМАС, США прислали в регион впечатляющие военные силы, в том числе два авианосца, перебросили по воздуху технику и передовые системы обороны, чтобы удержать Хизбаллу от нападения. Пока Китай отказывался осудить резню в Отеф Аза, Европарламент выразил почти единодушную поддержку праву Израиля на самооборону, премьер-министры Франции, Италии и Великобритании нанесли серию визитов поддержки под обстрелами, а Байден произнес в поддержку Израиля историческую речь, которую будут помнить еще несколько поколений, и подкрепил ее беспрецедентной военной помощью.
За несколько часов рухнула внешнеполитическая концепция, которой правые правительства придерживались полтора десятка лет - отдаление Израиля от его традиционных западных партнеров, считавшихся «слишком либеральными», и замена их на недемократические страны, поддерживающие местные террористические организации (как Россия и Китай), и на страны во главе с анти-либеральными лидерами (как Венгрия, Индия и Бразилия).
В течение последнего десятилетия Нетаниягу создал альянс с националистами Виктором Орбаном в Венгрии и Жаиром Болсонару в Бразилии, и отдалился от либеральных союзников Германии и Франции; он воздерживался от осуждения России и реальной помощи Украине ради сближения с Путиным (которого не раз называл «своим близким другом») и даже сигнализировал американской администрации, что Израиль видит в развитии отношений с Китаем замену стратегического союза с Вашингтоном, основанного на общих ценностях и на либерально-демократическом характере Израиля. За историческим поворотом внешней политики Израиля, который стремились сделать правительства Нетаниягу, стоит простая мотивация: ни одного из этих новых друзей не беспокоит палестино-израильский конфликт, они не критикуют политику правительства на территориях и не настаивают на том, чтобы Израиль остался демократией. Иными словами, Нетаниягу искал себе удобных партнеров, даже ценой национальной безопасности.
Но Нетаниягу в этом не одинок: израильские правые организации годами пестовали связи с правыми радикалами, в том числе с партиями с нео-нацистским прошлым, группами евангелистских мессианских христиан, политиками, проводящими антисемитские кампании. В 2017 Айелет Шакед, в то время бывшая министром правительства Нетаниягу и тесно сотрудничавшая с форумом Коэлет, раскрыла эту стратегию в документе под названием «План национальной стойкости». По ее словам, Израиль должен вкладываться в строительство нового международного союза с мировыми анти-либеральными силами. «Сейчас у нас есть возможность достичь нового взаимопонимания со структурами и государствами, понимающими новые тенденции, - настаивала Шакед, - Мы должны укреплять отношения с Россией, Африкой, Индией, Китаем и странами Залива». Меир Рубин, генеральный директор Коэлет, только несколько месяцев назад предложил отдалиться от исторического стратегического союза со США, а правый журналист Кальман Либскинд уже сообщил от нашего имени американским евреям, что «Дорогие братья, если вы решите оборвать связи или перестать делать пожертвования, мы обойдемся без вас». Можно только предполагать, что представляла бы собой сегодня ситуация с безопасностью Израиля без американской поддержки.
За 14 лет Нетаниягу довел отношения со США до беспрецедентно низкой точки: он нарушил конвенцию, которой до него следовали все премьер-министры, слева и справа, и превратил поддержку Израиля из консенсуса американской политики в предмет разногласий между партиями. Нетаниягу повернулся спиной к Демпартии и к ее лидерам, в том числе в своей речи в Конгрессе, в которой вступил в лобовое столкновение с администрацией Обамы накануне президентских выборов. «Во время выступления Нетаниягу я чуть не плакала от стыда и обиды, которую он нанес США», - сказала спикер Палаты представителей и большая сторонница Израиля Нэнси Пелоси. Партнеры Нетаниягу справа радостно присоединились к превращению администрации США в мальчика для битья правительства Израиля. Только несколько месяцев назад министр иностранных дел Эли Коэн раскритиковал вице-президента США Камалу Харрис: она заявил, что она не понимает, что говорит, когда указывает на опасность агрессивного продвижения государственного переворота. 14 канал – придворный канал правительств Нетаниягу – месяцами лгал своим зрителям, что Байден не выиграл выборы, а «украл» победу Трампа.
За это безответственное поведение Израиль расплатился резким падением поддержки, как среди депутатов от Демпартии, так и среди американских евреев, большинство которых голосуют за демократов. Опросы показывают, что младшее поколение американцев намного меньше, чем раньше, поддерживает Израиль из-за политики правых правительств.
Самым крайним примером дипломатической слепоты правых стал, конечно же, президент США Джо Байден. Тот, кого Нетаниягу годами публично унижал и сделал предметом издевок и подстрекательства от преданных ему СМИ, в последние недели оказался самым про-израильским президентом в истории США. Каким унижениям не подвергали Байдена приближенные Нетаниягу? Сенильный старик, анти-сионист, про-иранский. Гади Тауб объявил его «самым коррумпированным президентом в истории», Инон Магаль называл Байдена «марионеткой в руках ультра-левых», Аври Гилад, когда еще был в лагере Нетаниягу, называл его «серийным сексуальным абьюзером, в том числе детей» (за это ему пришлось извиниться). Но этим занималась не только пресса: министр диаспоры Амихай Шикли требовал, чтобы администрация Байдена «не вмешивалась во внутренние дела Израиля», а вице-спикер Кнессета депутат Нисим Ватури предъявлял Байдену дикое обвинение в том, что «израильские солдаты были убиты из-за оружейного эмбарго, наложенного бывшим президентом Бараком Обамой». Напомним, что Обама был тем американским президентом, который поставил Израилю самую большую в истории помощь на военные расходы.
7 октября выяснилось, что Нетаниягу абсолютно ошибочно прочел международную дипломатическую карту. Никто из его новых друзей из международного анти-либерального лагеря не встал на сторону Израиля. А западно-либеральный альянс, на который Израиль опирался со дня своего основания, вновь продемонстрировал свою мощь и жизненную силу. Если бы события Черного шабата случились несколькими годами позже, после завершения процесса отдаления Израиля от Западного мира, или при президенте США, симпатии которого к Израилю тянутся еще с 1970-х, Израиль не получил бы такую безоговорочную поддержку, как сейчас. Нельзя вновь подвергать ее риску.
Совместный проект с организацией Молад - מולד - המרכז להתחדשות הדמוקרטיה.
и с Форумом Берла Кацнельсона - קרן ברל כצנלסון.
Перевод с иврита: Анна Кац.